Все начиналось с винокурни
Никакой исторической сенсации, конечно, тут нет. Речь идет о суммарном трудовом стаже десятков членов семьи за три поколения. И все же срок почтенный. Самому же Мамадышскому спиртзаводу, ныне являющемуся филиалом АО «Татспиртпром», в прошлом году исполнилось 140 лет. Это первое промышленное предприятие в городе. И его судьба переплелась с историей Мамадыша.
В местном краеведческом музее хранится немало сведений о заводе. Там же можно увидеть фрагмент трубопровода из лиственницы, по которому в 19-м веке на винокурню из ключа «Святая Чаша» поступала вода. В общем, и градообразующее предприятие, и исторический экспонат одновременно.
Основал завод купец первой гильдии Корнилий Щербаков. Согласно местному преданию, приложил руку к производству и сам Дмитрий Менделеев. Купец часто бывал в Санкт-Петербурге, где общался с великим химиком.
Потом и сам Менделеев погостил в Мамадыше, где, испробовав воды из источника «Святая Чаша», сказал, что воду из этого источника благодаря ее уникальным свойствам обязательно нужно использовать для производства.
История всей страны отразилась на жизни завода. В 1917 году он временно закрывался, в 1930-е участвовал в стахановском движении, в годы Великой Отечественной войны поставлял свою продукцию в военные госпитали. Во времена сухого закона производство вновь приостанавливалось.
Сейчас здесь трудится более 200 человек. Завод оснащен современным оборудованием, все процессы максимально автоматизированы. Но, когда подъезжаешь к дореволюционному кирпичному зданию, где указан год основания — 1883-й, кажется, будто переносишься в дореволюционный Мамадыш. Исторической атмосферы добавляет скульптура купца, стоящего возле ректификационной колонны и бочонка. В здании мы встречаемся с Натальей Квасниковой — инженером-технологом завода и представителем третьего поколения трудовой династии Сошиных.
Дед с золотыми руками
Наталья Александровна работает на предприятии без малого тридцать лет. Прошла все ступени: солодовщик (специалист по проращиванию ячменя и проса), мойщик пищевого сырья, бродильщик, сменный химик, начальник смены спиртового производства. И вот она занимает серьезный пост инженера-технолога (брагоректификация, отделение подработки и размола зерна).
К беседе Наталья Квасникова подготовилась основательно: генеалогическое древо, стопка вырезок из газет, семейные фотографии. Она начинает свой рассказ, а я стараюсь не запутаться в родственных связях, датах и диковинных специальностях. Вот основатель трудовой династии — ее дед, Сошин Михаил Григорьевич 1912 года рождения. Ветеран Великой Отечественной войны, дошел до Вены. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда».
— На заводе работал водителем и рабочим котельной в общей сложности 27 лет, — рассказывает Наталья Александровна. — Золотые руки были. И плотник, и жестянщик, и даже валенки сам катал! Дом построил один. Брат мой там до сих пор живет. А это бабуля, разливщицей-укупорщицей была. Раньше ведь бутылки сургучом заливали. Она только 11 лет проработала, детей много было. Вот мамин старший брат — Павел Михайлович, он 13 лет водителем был. А вот мама, Валентина Михайловна, с 17 лет на заводе. Сначала отборщиком сырьевой лаборатории работала и дальше в солодовне, бродильщиком, химиком, инженером-технологом, как я сейчас, потом 23 года отработала завпроизводством. А общий ее стаж составил 42 года. Папа пришел в 71-м году после армии сразу. Сначала работал слесарем, потом со временем стал кочегаром в угольной котельной. Топили углем, труд очень тяжелый был. Производительность в то время зависела от кочегаров. Нет пара — нет продукции.
На старом снимке — предки Натальи Квасниковой. Среди них прадед Иван Михайлович (крайний справа) и дед Михаил Григорьевич — основатель трудовой династии (крайний слева). Фото: Из архива Натальи Квасниковой
И все эти краткие биографические справки, в которых сконцентрированы человеческие судьбы, множатся, превращаясь в семейную летопись. Наконец Наталья Квасникова, в девичестве Костина, добирается до себя. Оказывается, на ней трудовая династия могла и прерваться…
Гусарики, молочко и барда
— Я мечтала поступать в школу милиции, — с улыбкой признается Наталья Квасникова. — Но очень строгий был отбор, не получилось. Год терять нельзя было. Вот и устроилась в солодовню. Потом в Сарапульском техникуме пищевой промышленности на заочном отучилась.
Наталья Александровна ни разу не пожалела, что мечта юности не сбылась и она пришла на завод. В свою работу влюблена, технологический процесс знает от и до и рассказывает о нем увлеченно и с нежностью. Хотя, казалось бы, цеха, производство. Узнаю от нее, что маленькие, 15-20 мм в длину, ростки ячменя называют здесь гусариками, вероятно, за схожесть с султаном на гусарском головном уборе — кивере.
Из смешанных в определенной пропорции и раздробленных зерен ячменя и проса делается молочко. А отход от браги и вовсе носит поэтичное название «барда». Оказывается, это очень ценный продукт для корма скота. В советские времена ее прямо в жидком виде поставляли колхозам, а жители Мамадыша носили барду ведрами с завода в свои хозяйства.
Как поясняет присоединившийся к беседе главный инженер завода Алексей Шахаев, сейчас из барды делают сухие дрожжи для сельхозпредприятий Татарстана и других регионов. Но самое удивительное, что образующийся в процессе брожения газ CO2 также пускают в дело. Его используют при изготовлении минеральной воды и лимонадов и даже для сварки!
Всем заводом на уху
Очень любит Наталья Квасникова и свой коллектив, он для нее стал родным. Почти все коллеги со стажем 25-30 лет. А если учесть, сколько ее родственников трудится на заводе, да и представителей других династий, то фраза «Все мы здесь как большая семья» звучит уже не как заезженный лозунг, а наполняется иным смыслом.
— Мы гордимся тем, что у нас есть такая династия, — говорит Алексей Шахаев. — Это очаг, который хорошо влияет на дисциплину, пример для нас, помогает преодолевать все трудности. Когда берешь своих, ты за них сильно переживаешь — и отвечаешь, и воспитываешь.
Разумеется, жизнь завода не сводится лишь к одному производству. Здесь делается все, чтобы обеспечить сотрудникам досуг, дать возможность реализоваться творчески и поддержать физическую форму.
— Мы можем посещать спортзалы, ходить на плавание, на гимнастику, — рассказывает Наталья Квасникова. — Есть у нас и свой фольклорный ансамбль. Артисты и костюмы сами себе шьют, и выступают на всех городских мероприятиях. — Мы часть большой семьи нашей компании, где бережно сохраняют традиции, передают опыт от поколения к поколению и заботятся друг о друге.
А на Мамадышском заводе есть своя добрая традиция — на майские праздники всем коллективом выбираться на уху.
— На Вятку ездим. Порыбачить, полюбоваться природой, позагорать, — рассказывает главный инженер. — Вся наша пойма из-за того, что река часто меняла русло, как будто нарезана: протоки, острова, затоны. Цапли летают, песочек белый. Заселяйся на остров и живи. Зачем куда-то ездить?
Надежда на внуков
Наталья Квасникова, как и многие мамадышцы, любительница рыбалки. Выезжает с мужем и на летнюю, и на зимнюю. А еще она в свободное время занимается огородом, вяжет и рисует карандашом.

Продолжатели дела Сошиных: Наталья Квасникова (вторая справа), ее мама Валентина Михайловна (в центре с цветами), супруг Натальи — Радик Михайлович (справа от мамы). Фото: Из архива Натальи Квасниковой
— Когда собираемся семьями на праздники, веселимся, конкурсы проводим, а про завод практически не разговариваем. Работа должна оставаться на работе, — говорит Наталья.
Продолжится ли дальше трудовая династия, вопрос открытый. Обе дочки Натальи Александровны выбрали иную стезю. Одна работает медиком, другая педагогом.
Алексей Шахаев тоже может похвастаться трудовой династией: дед после войны отработал на заводе 20 лет, отец — 10 лет, сам он — 30, а вот теперь и сын пошел айтишником. Компьютеры-то сейчас везде нужны!
Между тем в феврале 2024 года на заводе открыли новое современное производство — вискокурню. А стало быть, молодым специалистам работа найдется. Для нового производства — новое поколение.