Представители ведомств двух стран отметили, что в белорусско-российском сотрудничестве преобладают позитивные тренды. Взаимный товарооборот по итогам полугодия вырос на 6,4%. Важна дальнейшая совместная работа, в том числе по развитию малого и среднего предпринимательства.
«Завершен анализ законодательства Беларуси и России, регламентирующего правила получения лицензий, осуществления административных процедур для бизнеса. Продолжатся консультации по вопросам взаимного признания сведений из реестров лицензий. В предстоящем трехлетнем периоде предусматриваются создание единого каталога франшиз Союзного государства, обмен опытом в создании цифровых платформ для предпринимателей», — сообщила Алеся Абраменко.
Цифровая платформа позволит упростить получение лицензий, финансирование франчайзи, унифицировать лицензионные договоры
Франшиза — это право вести бизнес под именем чужого бренда и применять его бизнес-модель. Это позволяет предпринимателю быстро запустить бизнес по готовой схеме бизнес-процессов под узнаваемым фирменным стилем, а владельцу франшизы получать отчисления.
«Можно предположить, что каталог франшиз будет охватывать широкий спектр производств и услуг. Вероятно, в перечень войдут такие популярные в обеих странах направления бизнеса, как общественное питание, курьерские и логистические услуги, образование и услуги для населения, а также направления, связанные с сельскохозяйственной и нефтехимической продукцией», — отметил в разговоре с «СОЮЗом», замдиректора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрий Кнатько.
«Вероятнее всего, речь идет о франшизах в области легкой промышленности и поставках высокотехнологичной продукции. Не исключено также, что со временем речь пойдет и о франшизах в области информационных технологий и образования», — сказал «СОЮЗу» налоговый юрист Дмитрий Парамонов.
В первую очередь будут интересны франшизы с собственным производством. «Из-за санкций производители столкнулись с логистическими сложностями по доставке сырья и трудностями в производстве. Поэтому сейчас независимость в плане производства и поставок товара является одним из ключевых моментов успешности розничного бизнеса. В целом создание единого каталога франшиз Союзного государства — важный шаг для развития бизнеса в наших странах», — отметил в беседе с «СОЮЗом» Виталий Цыганков, гендиректор компании Forward.
Механизмы обмена франшизами будут основываться на принципе добровольного включения в каталог, полагают эксперты. «Для автоматизации процесса предоставления франшиз должна быть создана общая инфраструктура документирования информации в электронном виде, за интеграционный компонент которой будет отвечать специальный орган Союзного государства. Такой орган должен будет передавать информацию в Роспатент и Национальный центр интеллектуальной собственности Беларуси для регистрации предоставления прав», — отметил Дмитрий Парамонов.
При этом эксперты обращают внимание на необходимость отслеживания информации об опубликованных компаниях.
«Во многих текущих каталогах информация о продукте обновляется только после оплаты пакета размещения, а старые карточки франшиз остаются даже после того, как многие прекратили существование. И важен механизм проверки франшиз перед добавлением в каталог. Естественный путь развития франшизы — выход на международный рынок, что позволяет увеличивать обороты, не меняя бизнес-модель и не поднимая цены, но при этом ускоряя рост», — сказала «СОЮЗу» маркетолог в сфере франчайзинга Динара Досжанова.
Вероятно, также потребуется создание специальной рабочей группы, в которую войдут представители ассоциаций франчайзинга и профильных министерств из стран Союзного государства. Важно разработать критерии отбора франшиз в каталог, их классификацию, подходы к оценке потенциальной привлекательности франшиз, условий их запуска с учетом локальных требований в России и Беларуси. Нужны инструменты продвижения. Итогом этой работы должна стать цифровая платформа, куда могут быть уже приглашены предприниматели обеих стран для размещения информации о франшизах.
Цифровая платформа может упростить получение лицензий, финансирование франчайзи, унифицировать лицензионные договоры с учетом законодательства России и Беларуси, а также межгосударственных соглашений, например, заключенных в рамках ЕАЭС.
«Цифровая платформа должна быть тем местом, где предприниматель в рамках системы «единого окна» сможет решить весь комплекс юридических вопросов, связанных с покупкой или продажей франшиз на территории Союзного государства, вплоть до вопросов обучения франчайзингу. Подобная площадка позволит российским и белорусским предпринимателям сократить затраты и способствовать укреплению экономических связей в рамках Союзного государства», — обратил внимание Дмитрий Кнатько.