Семья Супличенко, убегая от войны, рискнули поехать на тот самый БАМ, который когда-то в молодости так их манил. И не ожидали, что новая родина встретит их душевно и тепло — будто после долгой разлуки.
«О Бандере говорили детям правду»
«Наш мир окончательно перевернулся, когда украинский самолет разбомбил городской парк в Луганске. Бомбил белым днем, а там гуляли женщины с детскими колясками. Тела людей раскидало как сбитые кегли, — супруги Супличенко тяжело вздыхают и замолкают.
Их Родина — шахтерский город Стаханов.
Виктория Александровна Супличенко — небольшого роста, улыбчивая, с умными глазами, взгляд которых проникает в самую душу. Сергей Юрьевич — высокий, кряжистый, степенный.
Дипломы об окончании вуза Вкитория и Сергей получали уже будучи мужем и женой. Фото: Александр Ярошенко
Его к спорту привлек отец, заслуженный тренер Украинской ССР по многоборью. Мальчишка вырос на стадионе, школьные уроки часто делал в кабинете отца, который называли «тренерская».
Поэтому после окончания школы Сергей не раздумывая поступил на факультет физвоспитания Донецкого университета.
А Викторию в незыблемые законы физики влюбила школьная учительница.
— Поэтому я и поступила учиться на физмат Донецкого университета, — улыбаясь, замечает Виктория Александровна.
Любовь у них случилась в родном вузе, дипломы о его окончании получали уже будучи мужем и женой.
Их жизнь текла размеренной речкой: в семье росли двое сыновей, у обоих была любимая работа — учителями в средней школе. Квартира, машина, дача.
Виктория Александровна учила детей физике и математике, Сергей Юрьевич преподавал физическую культуру.
— Донбасс — это регион, где всегда жили труженики. Дух у народа там особый, люди душевные, работящие, отзывчивые, — говорит Виктория Александровна Супличенко.
— А какая развитая промышленность была в Стаханове! Там выпускали сталь, из которой делали самую крепкую броню в Советском Союзе, — добавляет ее супруг.
Все стало рушиться в 90-е годы, промышленность уничтожали самым варварским способом.
— Так называемые украинские олигархи были хуже немцев, умышленно рушили заводы. Заставляли сжигать бесценные документы, чертежи. Так фашисты в войну не делали, — говорит Сергей Юрьевич.
Окончательный разлад пришел на их землю после так называемого «Киевского майдана» в 2014 году.
Виктория Александровна была членом избирательной комиссии, на ее глазах, не стесняясь, фальсифицировали итоги выборов. В школах учителей заставляли рассказывать детям, что Бандера был героем, а в голодоморе виновата Россия.
— У нас было сопротивление, учителя до последнего не выполняли указки Киева. В отчетах, может, и писали, что требовала власть, а детям говорили историческую правду, что Степан Бандера был преступник и фашист, — вспоминает Виктория Александровна.
Потом пришла настоящая война, по мирным городам стали прилетать украинские бомбы. В Стаханове ходила горькая шутка: если хочешь жить — иди на блокпост, туда не летят украинские снаряды, они чаще прилетали в больницы, школы и жилые дома.
Сергей Юрьевич вместе со старшим сыном уехал на заработки в Москву, работал там сантехником. За три месяца заработал больше, чем за три года работы в школе.
Работа, квартира и жаркое лето
В 2015 году жизнь в некогда цветущем городе стала совсем невыносимой: постоянные обстрелы, безденежье и беспросветность.
Бывшая ученица предложила переехать в Казань. Согласились.
В Стаханове оставили квартиру, ключи от машины отдали знакомому парню со словами «На, езди…».
В возрасте «полтинника» начали жизнь с нуля.
— В Казани все было хорошо, но там мы бы никогда не смогли купить квартиру. И трудно было получить российское гражданство. Прочитали в интернете, что на Дальнем Востоке работает программа по переселению соотечественников. Отправили резюме, нам пришел ответ, что есть работа и благоустроенная квартира на бамовской станции Олекма, — вспоминают супруги Супличенко.
Им позвонила директор Олекминской школы: честно сказала, что на далекой станции их ждет работа в школе, квартира, морозная зима и жаркое лето.
Виктория Александровна в детстве грезила мечтой уехать на БАМ, завидовала своим друзьям, которых родители увозили на стройку века.
Спустя десятилетия, сделав непростой круг, судьба сама постучалась к ним и позвала на дорогу юности.
В августе 2016 года они сели в поезд в Казани, конечно, волновались! Как их встретят на далекой станции? Все ли там будет так, как обещали?
— Знакомые нам заняли денег на всякий случай, сказали, если что не так, сразу покупайте обратные билеты, — улыбаются педагоги.
Два года назад Сергей Юрьевич Супличенко возглавил Олекминскую школу, его избрали депутатом Тындинского округа. Фото: Александр Ярошенко
Олекма их встретила так, будто знала всю жизнь, с поезда сразу отвезли в просторную квартиру со словами: «Она теперь ваша!». Бамовцы — народ дружный и щедрый, завалили новых учителей продуктами на пару месяцев вперед.
БАМ — это многонациональная история! Супличенко через несколько дней своей дальневосточной жизни услышали знакомый украинский говор.
— Представляете, встретили здесь женщину, которая с одного села с моей бабушкой! Половина нашего многоэтажного дома приехали сюда с Украины, — говорит Виктория Александровна.
По праздникам здесь так поют украинские песни, что птицы замолкают от удивления.
Через пару лет жизни у стального нерва магистрали они получили российское гражданство, сегодня вся Олекма для них родная. К учителям отношение уважительное и почтенное.
На мой вопрос, каким было первое впечатление от Олекмы, отвечают:
— Казалось, что попали в Советский Союз. Велосипеды, детские игрушки на улицах лежат, их никто не трогает. Дети никого и ничего не боятся, сами везде ходят. Все друг с другом здороваются.
За восемь лет жизни на Дальнем Востоке они не потеряли ни одного друга на Донбассе, со всеми перезваниваются, общаются.
Родная сестра Сергея Юрьевича живет в Польше, и с ней нет никаких разногласий, минимум раз в неделю телефонный разговор с Европой.
— Нам есть о чем поговорить, кроме политики, — замечает брат-дальневосточник.
Два года назад Сергей Юрьевич Супличенко возглавил Олекминскую школу, его избрали депутатом Тындинского округа.
— Дети здесь замечательные! Более бесхитростные, на твое добро всегда ответят только добром, — признаются педагоги.
Супруги Супличенко: Дети здесь замечательные! Более бесхитростные, на твое добро всегда ответят только добром! Фото: Александр Ярошенко
Свою сегодняшнюю жизнь они считают хорошей и добавляют:
— В материальном плане мы никогда так хорошо не жили, как здесь. В магазине на цены не смотрим, что хотим, то и покупаем. Помогли старшему сыну с первоначальным ипотечным взносом при покупке квартиры.
О чем теперь мечтает эта пара, так неожиданно осуществив мечту молодости? Чего хотят от жизни?
— Только мира! — в унисон отвечают они.
Прямая речь
Тамара Лысакова, глава администрации Тындинского округа:
— Супруги Супличенко — надежные, очень ответственные люди, в Олекме пользуются большим авторитетом и уважением. Такое чувство, что они здесь живут всю жизнь. Свои!